В дни памяти Бориса Васильева мы еще не раз посмотрим одну из самых любимых народных лент, посвящённых войне, трогательный и правдивый фильм "А зори здесь тихие…". Снятый в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким, он, как и одноименная повесть писателя, рассказывает о небольшом эпизоде Великой Отечественной. И о том, какое это не женское занятие — война.
Два бывших фронтовых разведчика, писатель и режиссер, знали по собственному опыту какое лицо у войны. Борис Васильев, принадлежавший к поколению "писателей-лейтенантов", как сам признавался, о войне писать не хотел. Надоела! Его огромным желанием было перевернуть страшную страницу биографии, и жить дальше. Но страница эта никак не перелистывалась.
История о пяти девушках-добровольцах и дотошном старшине-служаке легла в основу сценария фильма после того, как повесть 45-летнего "молодого писателя" Васильева опубликовали в журнале "Юность". Им тогда руководил знаменитый журналист и писатель Борис Полевой, автор "Повести о настоящем человеке". После публикации "Зорь…" Юрий Любимов в театре на Таганке инсценировал эту драматическую историю. Снять по ней фильм было естественным продолжением событий. За съемки взялся сам Станислав Ростоцкий.
Впрочем, Станислав Иосифович в те времена еще не был общепризнанным классиком, хотя к тому времени, он проработал в кино никак не меньше, чем полтора десятка лет, и уже снял свою знаменитую картину "Доживем до понедельника".
Читайте также: Забытый режиссер незабытых фильмов
Фильм "А зори здесь тихие…" возвращает нас к событиям 1942 года в Карелии. Тыловому старшине Федоту Васкову присылают девичий непьющий взвод — охранять железную дорогу. Случайно одна из девушек, Рита Осянина, обнаруживает в лесу двух немцев-диверсантов. Васков получает команду уничтожить их. А из бойцов у него только Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич. И девушки гибнут одна за другой, не смотря на то, что Васков изо всех сил старается их уберечь. Но силы не равны, ведь вместо пары диверсантов в лесу оказалось шестнадцать, опытных и вооруженных до зубов фашистов. В живых остается один Васков.
Без душевного трепета этот фильм смотреть невозможно. У "женской войны свои краски, свои запахи, свое освещение и свое пространство чувств", — писала о войне и о своей книге "У войны не женское лицо" Светлана Алексиевич. И фронтовик Ростоцкий об этом знал, а режиссер Ростоцкий смог это неповторимо передать. Редкая для советского кино сцена в бане, где молодые актрисы предстают обнаженными, не кажется пошлой, натянутой, неуместой… Даже самым бестолковым становится ясно, что девичья прелесть создана для счастья, любви, мирной жизни, а не для войны. Еще более противопоставляя добро и зло, режиссер снимал мирные сцены воспоминаний девушек в цвете, а военные — черно-белыми.
Любопытно, что за пару лет до этого фильма появилась комедия "Семь невест ефрейтора Сбруева". Есть комические сцены и в этом фильме, Васильев считался настоящим мастером юмора. Но назвать фильм "трагикомедией" язык не поворачивается. Это классическая трагедия, в которой смешное чередуется со страшным по воле автора, по воли жизни. Хотя у миллионов зрителей разбираться в тонкостях жанра не было и нет желания, фильм просто любили и любят до сих пор.
Актрисы, снявшиеся в фильме "А зори здесь тихии…", стали очень популярны и востребованы, особенно Ольга Остроумова, Елена Драпеко. Одна из них по роли — красавица, а другая — сельская простушка, но все же, красавицами были все девушки. Фильм не стал проходным ни для одной актрисы, более того, другого столь яркого фильма в их актерской судьбе уже не появилось…
Ирина Шевчук, сыгравшая отважную Риту Овсянину, которая погибает, отвлекаея на себя внимание фашистов, потом много снималась в кино. Сейчас в телесериалах снимается уже ее дочь.
Что касается "трусихи", детдомовки Гали Четвертак, которая не выдерживает сидеть в засаде и бежит под пули, то ее сыграла Екатерина Маркова. Позже она стала писательницей. А еще вышла замуж за актера Георгия Тараторкина, они вместе уже 40 лет. В кино снималась редко.
Ирина Долганова — Соня Гурвич — вообще больше не появилась в кино. Никогда. Но ее знают театралы Нижнего Новгорода, где она служит в местном ТЮЗе, играет ведущие роли.
Читайте также: Почему у нас и детское кино "18+"?
Федот Евграфович Васков, актер Андрей Мартынов, после выхода фильма проснулся знаменитым. Журналисты, бравшие у него в те времена интервью, очень удивлялись, увидев перед собой почти юношу. По фильму герою слегка за тридцать, а по жизни было чуть больше двадцати. В результате Мартынов потом играл в основном в гриме. Только в сериале "Вечный зов" его герой, Кирьян Инютин, в первых сериях молодой человек, но за остальные восемнадцать серий он изрядно постарел. В том сериале, в отличие от своего первого фильма, Андрей Леонидович играл уже не "героя без страха и упрека", а противоречивого персонажа, ловкого, матерого мужика.
Музыку к фильму написал известный советский композитор Кирилл Молчанов, отец популярного телеведущего Владимира Молчанова. Интересно, что китайцы решили переснять фильм "А зори здесь тихии…" для телевидения, но в ремейке XXI века никакой музыки уже не звучало. Но это не помешало посмотреть сериал зрителям числом в три раза больше чем все население России.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.