Интервью с режиссером и продюсером Эдуардом Старосельским

Эдуард Старосельский: России нужны богатые

Наш бывший соотечественник Эдуард Старосельский много лет назад переехал в Америку. На его счету успешные постановки в нью-йоркских театрах, художественный фильм, десятки документальных лент, сотрудничество со многими российскими деятелями культуры. У режиссера и продюсера есть собственная студия в Нью-Йорке. Недавно вышли его мемуары.

— Эдуард, ваш фильм под названием "Блистающие в темноте" недавно представлял США на фестивале "Кино без барьеров" в Москве. Герои фильма — слепые музыканты. Как пришла идея фильма и как вы познакомились с этими людьми?

— Однажды на Манхэттене, поднимаясь в лифте к себе в студию, я встретил слепого человека, который не мог попасть к себе на этаж. Он долго пытался нажать нужную кнопку и я, смотря на него, подумал, насколько жизнь таких людей сложна по сравнению с нашей. Связался с организацией, занимающейся этими людьми, рассказал, что есть идея снять фильм о том, как они справляются со всеми сложностями в своей жизни. Так я познакомился с двумя талантливыми слепыми музыкантами — Дени Кином и Дугом Максвеллом. Начал с интервью, затем постепенно выстроился сценарий, определилось направление фильма.

Читайте также: Н. Дроздов: На таракана приятно посмотреть

— Как вы думаете, жизнь инвалидов в Америке чем-то отличается от жизни таких людей в России?

— Разница существует колоссальная. Инвалиды, живущие в США, не считают себя людьми другого сорта, для них не зазорно рассказать о своей болезни, они не требуют к себе повышенного внимания. Порой жалость их даже раздражает. Многие родители в России говорили мне, что не хотят, чтобы их больные дети учились вместе со здоровыми, дабы уберечь их от насмешек и оскорблений. Жаловались, что дети в России растут жестокими, циничными, и изоляция инвалидов — это всего лишь способ их защитить. В США, наоборот, родители настаивают на том, чтобы их дети учились со здоровыми ребятами. Это не дает больным детям чувствовать себя изгоями и неполноценными людьми. Результат политической корректности приносит свои плоды.

Некоторые из них удачливее здоровых людей. Когда мы с ребятами приехали в Москву, после фестиваля их пригласили выступить в ночном клубе. Они поразили своим музыкальным мастерством местную публику. Дени всего 28 лет, но он настоящий виртуоз: что он вытворял на рояле — это надо было видеть! Он сам пишет музыку, сам исполняет свои песни, и, уверяю, если кто-то из продюсеров его заметит, на музыкальном Олимпе взойдет новая звезда не хуже Стиви Уандера.

Вы сняли уже не один десяток документальных фильмов. Каков уровень документалистики в Америке и какие темы преобладают?

— Кино на высочайшем уровне. В документальное кино вкладывают колоссальные деньги, снимают на темы, начиная от научных и заканчивая сюжетами о жизни простых людей. Нет только "патриотических" панегириков — патриотизм там люди носят в душе. Для большинства тех, кто приезжает в эту страну, Америка становится настоящей родиной, потому что там со временем приходит понимание, что такое свобода слова, права граждан, исполнение законов.

— В каком году вы приехали в США, чем занимались, прежде чем у вас появилась своя собственная студия документального кино?

— В Нью-Йорк я приехал, когда мне исполнилось 30 лет — это было в 1979 году. До отъезда, после окончания ЛГИТМиКа, работал на телевидении в родном Питере. Сложностей с переездом было много, тяжело давался английский язык. Но уже через год я играл в театре, а еще через год ставил спектакли на английском языке. Понял, что русского театра в Америке быть не может. Занялся инсценировками на английском русской классики - Гоголя, Шварца, Пушкина. Американская публика восприняла спектакли на ура. Залы были набиты битком, приходили люди, изучавшие русскую литературу — американцы обожают нашу классику. Гоголевский "Ревизор" в современной интерпретации имел огромный успех.

Читайте также: Имперский музей: остатки былого величия

А современных русских писателей в Америке читают? И много ли издается книг?

— В Америке полно интеллектуальных и образованных людей, иногда на оперу или балет не достать билетов. Книг издается огромное количество, и их покупают не для того, чтобы подкладывать под ножку качающегося стола. Американцы читают достаточно, в основном классику, современных русских писателей мало на хорошем уровне.

Из моего личного опыта: в России вокругкиноилитературы образовалась своя тусовка, которая говорит: "Ты, Вася, классный писатель и мы будем тебя печатать, ты, Коля, не дотянул, но пару книг твоих издадим, а ты, Ваня, хороший профессионал, но печатать тебя не будем, хоть наизнанку вывернись". Произведения оценивает определенный круг людей, я пытался читать этих раскрученных и обласканных местными критиками писателей — скукотища редкая. В Америке издатель всегда делает ставку на писателя, смотрит на реакцию публики, а не отклики критиков.

— Недавно в Нью-Йорке прошла презентация вашей книги под названием "Осколок", она посвящена Второй мировой войне. Что может человек, не воевавший, знать о войне?

— Книгу я посвятил своему отцу Михаилу Азаровичу Старосельскому, который прошел войну, ранения, лагеря. Она собрана из рассказов, услышанных на кухне небольшой коммуналки, в которой проживал мой отец после развода с мамой. Он неохотно рассказывал о том времени, потому что ему хотелось забыть о пережитых ужасах лихолетья. Но я слушал со вниманием, отвлекаясь только на стук собственного сердца.

Как думаете, американские читатели поймут, о чем вы хотели рассказать? Все-таки другой век, другое поколение.

— По поводу своей книги я не питаю больших иллюзий, но хочу сказать, что американцы тоже принимали активное участие в той войне, погибло много людей. И потом, события, произошедшие с моим отцом и его друзьями-однополчанами, вполне могут стать основой остросюжетного фильма. "Осколок" читают и американские продюсеры и российские, пока книгу только хвалят.

Я читала "Осколок", мне тоже очень понравилось. Там есть эпизод, в котором вы описываете русскую женщину Анфису. Вы живете много лет в другой стране. Вы встречали таких женщин?

— Анфиса Петровна не была той некрасовской русской женщиной, которая "коня на скаку остановит". Она была покорна, терпелива, неустанно заботлива. Бесконечно всепрощающая, добрая, любящая, готовая в любой момент принести себя в жертву. Нет, не осталось таких женщин в русских селеньях, и в городе нет, повымирали они.

Если вы ждете, что я начну рассказывать об американском феминизме, этого не будет. Американки, как и все, по своей сущности очень разные. Там есть женщины-инженеры, политики, проститутки, домохозяйки. Есть женщины самоотверженные и преданные, создающие прекрасные семьи, есть многодетные матери и верные подруги, ставшие образцом для подражания.

Что касается наших русских женщин, то, приехав в Америку, они меняются. Я давно на это обратил внимание. Освоившись в чужой стране, выучив язык и получив отличную работу, наши русские девчонки не стремятся в замужество, ограничивающее их свободу. Не секрет, что стремление многих женщин выйти замуж связано с финансовыми проблемами, которые решаются после регистрации. В Америке же они наоборот стараются сохранить свой статус, независимость, оградить себя от посягательств на свои деньги. Много путешествуют, меняют любовников, занимаются исключительно собой и своим здоровьем.

Читайте также: Феминистки ополчились на детские сказки

Кстати, если американки не курят, не пьют, не употребляют наркотики, то выглядят они намного моложе своих лет. У американских женщин больше возможностей быть здоровыми, чем у наших соотечественниц. Однажды в Москве я стоял возле метро, ждал человека, и вокруг меня было столько молодых курящих девчонок, что я стал задыхаться. В России очень много курят. И женщины, несмотря на то, что неплохо зарабатывают, выглядят хуже. Но это мое мнение, оно может не совпадать с вашим.

В России стало много, как вы сказали, неплохо зарабатывающих людей. Как относитесь к тому, что россияне за последние десятилетия разбогатели, сели на дорогие машины, приобрели яхты, самолеты?

— При советской власти нельзя было спекулировать, за это давали срок. А потом можно стало легально заниматься бизнесом, и если эти люди никого не ограбили, не совершили никакого преступления, то в чем проблема? У меня нет ни зависти, ни осуждения, потому что я сам мог заниматься бизнесом, но не захотел. Для меня занятие бизнесом — тупое и опасное дело. Тем более в России. Мне кажется, что государство должно лелеять и беречь таких людей, рассчитывать на них, потому что они платят налоги, создают рабочие места. Определенно, в России должно быть как можно больше богатых людей…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить