На Берлинском кинофестивале Россия будет представлена фильмом "За Маркса..."

За Россию на Берлинале ответит пролетариат

На 63-м Берлинском кинофестивале Россию представит фильм режиссера Светланы Басковой "За Маркса…". Сюжет его абсолютно нетипичен для современного российского кино. Он не про глянец и не про чернуху, а про рабочих. Точнее, про противостояние двух Россий — рабочей и капиталистической.

"Вот сейчас — мы разве один народ? Хозяева завода и мы?" Ну кто из зрителей не подпишется обеими руками под этим вопросом одного из главных героев? Сюжет фильма вполне узнаваем и мог бы произойти в любом городе, на любом предприятии.

Рабочие сталелитейного завода решают создать свой профсоюз — честный, а не тот, что уже есть, но куплен на корню хозяевами. Профсоюз им нужен, чтобы бороться — за свои рабочие места, за зарплату, за свое человеческое достоинство и жизнь, в конце концов.

Читайте также: Школьников заставят изучать кинематограф

На своем сайте Светлана Баскова пишет, что это "фильм об историческом переломе в жизни обычных людей — целого поколения, которое сформировалось в советское время, которое живет и пожинает плоды своей социалистической наивности в агрессивном капиталистическом обществе".

Наверное, такое кино должно было появиться давно — еще в 90-е. Но тогда упоение от возможностей новой красивой жизни было столь велико, что проблемы каких-то там рабочих уж точно никого не волновали. Рынок, мол, все устроит.

А может, должно было пройти время, чтобы счет к дикому капитализму по-русски накопился вполне конкретный и чтобы никаких иллюзий не осталось насчет рынка, который "все устроит", и "доброго капиталиста", который позаботится о работниках.

В тизере к фильму говорится, что он "о нищете и богатстве, о бедных русских людях, о добре и зле в эпоху дикого капитализма, о жизни в России в XXI веке".

Наверное, все остальные российские кинематографисты могли бы возразить режиссеру Басковой, что они тоже снимают о "жизни в современной России". Но это какая-то другая жизнь, которая никак не пересекается с проблемами рабочих сталелитейного завода.

Например, фильм "Волчок" молодого режиссера Василия Сигарева, собравший множество наград на российских и международных фестивалях, начинается так: "В снегу валяется побитая рыжеволосая хабалка. Над ней склоняются люди в милицейских фуражках. Громко матерясь, женщина рожает, после чего отправляется в тюрьму за бытовуху". Спустя семь лет мать встретится с дочерью, чтобы провести по собственному жизненному аду жестокой и бессмысленной жизни.

"Сказки про темноту" Николая Хомерики ровно про то же — "как страшно жить". И противно к тому же. Особенно в такой реальности, где вокруг только серость, слякоть, грязь, бесконечный мат из уст взрослых и детей.

Кстати, один из первых фильмов самой Светланы Басковой "Зеленый слоник" неподготовленному зрителю смотреть категорически противопоказано. Даже пересказывать сюжет и то тяжело. Вкратце — это фильм, затрагивающий темы садизма, копрофилии и гомосексуальности. Но все это в таком крутом замесе, что "Зеленого слоника" назвали "самым грязным фильмом тысячелетия".

Ролик к фильму "За Маркса…" также содержит узнаваемые признаки "артхаусного", а в просторечьи, чернушного кино: мрачные серые заводские панорамы, разборки, выстрелы и трупы. Но главные герои, что очень нетипично для артхауса, вызывают желание себя с ними сопоставлять.

Это рабочие, но какие-то незнакомые — во всяком случае, для современных медиа. В свободное от работы время они играют в шахматы, читают исторические книги и ходят в киноклуб посмотреть Годара. А не бухают беспросветно, как думают некоторые артхаусные режиссеры.

Светлана Баскова показывает другой мир, другую цивилизацию, которая сегодня вообще никак не представлена в общественном массовом сознании. Ну да, это же не звезды "Дома-2".

Читайте также: Где российское кино, а где правда жизни?

В противовес им хозяева завода, точнее, "хозяева жизни", показаны как люди, способные ради наживы на все — и убийство, в том числе.

На фестивале "Кинотавр" столь выбивающаяся из общего ряда картина никак не была отмечена. На фестивале "Белый слон" кинокритики наградили ее как событие года. Видимо, и критики подустали от творческих изысков российского артхауса.

Тот факт, что картину отобрали на Берлинский фестиваль, дает шанс, что ее посмотрят и российские зрители. Да вообще-то, нет никаких сомнений, что посмотрят.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы кино