Министр культуры Владимир Мединский торжественно представил, а глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов с благодарностью принял проект списка "100 фильмов" для факультативного изучения в школе. Теперь школьники будут изучать отечественный кинематограф. Список разноплановый: в нем есть Эйзенштейн, Роу, Гайдай, Тарковский и другие.
В прошлом году на кинематографическом съезде встретились умудренный жизнью режиссер Никита Михалков и молодой министр культуры. Поговорили. В ходе беседы у них возникла интересная мысль — предложить в наших школах изучать кино. Министр оказался "не мальчиком, но мужем" — полгода спустя после той судьбоносной встречи список был готов. Он появился с помощью опросов, проходивших на сайте Министерства культуры РФ и в других местах. Проголосовало, высказало свое мнение 40 тысяч человек, список получился поистине народный.
Однако и профессионалы киноведы тоже принимали участие в его создании, точнее сокращении, отсекая все лишнее. Приложили руку: ВГИК, ВНИИ киноискусства Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт культурологи, Российский институт истории искусств, Госфильмофонд России, Союз кинематографистов. Дело то серьезное, ведь фильмов в России за сто лет — снято гораздо больше ста. Одним из первых был у нас в еще царской России немой фильм Александра Дранкина "Степан Разин или Понизовая вольница". Он, кстати, есть в списке. Среди других картин, предложенных для изучения в школе "Александр Невский" и "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Туда вошли "Обыкновенный фашизм" и "Девять дней одного года" Михаила Ромма. "Иваново детство" и "Зеркало" Андрея Тарковского. "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. А так же "Сто дней после детства" Сергея Соловьева, "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая, "Курьер" Карена Шахназарова.
Однако, эти и другие фильмы — не называются "самыми лучшими" или эталонными. Это просто хорошие фильмы, "рекомендованные для просмотра детьми в школе".
Проект списка подготовлен, юридические вопросы решены, права на демонстрацию приобретены. Следующий этап работы предстоит Министерству образования и науки. Его руководитель заверил, что работа начнется очень энергично и без раскачки, по каждому фильму надо будет снова провести экспертного обсуждение, на этот раз педагогами и детскими психологами. Будут учтены возрастные ограничения, что можно смотреть в третьем классе, что в седьмом, а что и в одиннадцатом, детям после шестнадцати. Многие продвинутые школы смогут сами разобраться в этом, но министерство окажет помощь.
К началу следующего учебного года школам уже будут даны рекомендации, что посмотреть на уроках. Или после уроков, возможны варианты, ведь многие фильмы — идут больше чем сорок пять минут. Но то, что они будут использоваться в школе — это точно. И не только факультативно. Если предоставлена возможность использовать в школе на уроках шедевры советского и российского кино, то отчего же не проиллюстрировать ими уроки литературы, истории.
По мнению министра Дмитрия Ливанова, фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука должен изучаться школьниками одновременно с романом Льва Толстого. Часто культурные образцы, на которых дети учатся — не известны их родителям. Они говорят на разных языках. Увеличивается разрыв между представителями старшего поколения и молодыми. Проще всего сокращать этот разрыв с помощью настоящего искусства. Кроме того, сейчас наши школы сами учатся работать с детьми разных культур и народов. Мы в этом не уникальны, другие страны тоже сталкивались с этим. В этой ситуации становиться задача выработки общего культурного кода. Возникает необходимость возвращения от децентрализации к единым образовательным стандартам.
Конечно, цифра 100 достаточно условна, никто не собирается на ней зацикливаться. Вполне возможно, что проект списка будет дополняться другими фильмами, не только игровыми, но и анимационными, документальными. А так же учебными, которых было снято в прежние времена очень много, увы, прикладные, утилитарные фильмы такого рода устаревают гораздо быстрее, чем произведения искусства.
Главное, что после ста лет существования кинематографа на него обратили внимание. Точнее, об этом подумали руководители на самом верху, ведь учителя энтузиасты в школах — используют кино для улучшения, облегчения своей работы уже давно. И это эффективный способ увлечь детей.
Вспоминая свой собственный детский опыт, могу поделиться тем, как сорок лет тому назад мне было необыкновенно интересно смотреть даже не кино, а… учебные диафильмы. Для педагогов, которые кино не очень любят (таких кто не любят вовсе, наверное, наберется немного) будут организованы курсы переподготовки — все очень серьезно, на высоком государственном уровне, "по-взрослому".
Проект списка "100 фильмов для изучения в школе":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.