Александр Птушко – режиссер сакрального кино

7 июля 1961 года в прокат вышел фильм Александра Птушко "Алые паруса" по Александру Грину с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Советский кинематограф высмеивался, однако послужил источником вдохновения для многих: например, американские киномонтажеры копировали первые ленты Эйзенштейна и его эффектную грубость. И как-то странно оказалось в забытьи фольклорное вдохновение великих и незаметных мэтров советского кино. Вот таким удивительным мастером был Александр Птушко.

В своем выдающемся труде об упадке искусства, дающем достаточно полный список всех возможных бредней и перегаров, которыми отдает современное искусство, граф Л. Н. Толстой предлагает нам в одно и то же время средневековое, христианское и, я бы сказал, советское определение традиционного искусства, которое "есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах".

Александр Птушко прекрасно выразил в жанре кино это определение искусства, искусства, воспевающего Родину, землю предков и законы древних князей. Нам становиться понятным, почему этот великий режиссер не упоминался в Америке — ведь его работы были беспардонно украдены американцами (они представили своей публике великого мореплавателя Садко под видом Синдбада-морехода!), а Википедия грубо сравнила его с Уолтом Диснеем, в то время как у этих двух режиссеров нет ничего общего: Дисней использует заезженные мотивы и создает карикатуры, чтобы выгодно продать свою продукцию, а Птушко черпает силы в славянских мифах, которые должны вдохновить великий народ. Ведь чтобы увидеть результаты, стоит лишь посмотреть на итог мира Диснея, приведшего к Обаме или к плачевным результатам в иных краях.

Тот факт, что Птушко был забыт, только подтверждает нищету времен, в которые мы живем. Конечно, многие удовлетворятся посредственностью, в которой барахтаются; и тут я вовсе не хочу, чтобы меня обвинили в том, что я на жаловании у СССР; такие запоздавшие обвинения будут просто смешны! Я лишь хочу дать несколько советов любителям кино, напоминая им при этом, что сайт Youtube может быть прекрасным источником находок для тех, кто не имеет средств получать, как я, эти фильмы из-за бывшего железного занавеса! Поэтому, я снова благодарю Игоря и Елену, присылающих нам из Днепропетровска все эти чудеса: фильмы Александра Роу — аса советского символического кино для детей, о котором я уже писал, и, конечно, фильмы Птушко.

Для того, чтобы несведущий западный зритель мог себе представить, о каком кино идет речь, то в сравнение тут подойдет как эквивалент не Дисней, а, скорее, Сесиль Б. де Миль — гений цвета и глубины съемочной площадки, движений масс людей и эпических действ, и, без сомнения, Фриц Ланг, настоящий Фриц Ланг немого кино и душеприказчик индийской гробницы. Как многоплановый артист, или, как мы говорим, разносторонний художник, Птушко вначале занимался марионетками и мультипликационными фильмами (отсюда и пришло сравнение с Диснеем). Позднее он изобретет целую серию средств для того, чтобы как никто другой, управлять световыми эффектами. Его вдохновение становиться все ближе и ближе к настоящей инициации — как вдохновение и многих иных мэтров советского кинематографа (это выводит из себя нашего критика Лурселя, который ничего не понимает в этом типе кинематографа, он его просто не признает, исходя в своей критике из образцов Д. Дина и Х. Богарта и представляя их, как эталоны нашей культуры).

Читайте также: Что связывает Кощея с заморскими орками

В 1935 Птушко снимает свою версию Гулливера (ведь известно, что материалистичный "Робинзон" был настольной книгой Сталина, который ударом дубинки производит индустриализацию страны кулаков!), в которой лилипуты — это… простые марионетки, двигающиеся план за планом, кадр за кадром. Марионетка высмеивает в своем образе барочного короля-дегенерата, который то и дело мечтает о войне. Карикатура короля эпохи барокко часто можно встретить в фильмах Роу, однако средневековье этими мастерами глубоко уважается. Фильм Птушко словно представляет нам ожившего вольтеровского Кандида. Гулливер у режиссера всецело "пионерский", и даже сыгран он советским мальчиком, который мечтает, что это он -Гулливер, на свой лад переделавший сказку!

Наш великий труженик кино также сделал экранизацию "Пиноккио", или "Буратино", сказку Гольдони, пересказанную А. Толстым и вдохновившую Диснея на его наименее опасный для детских глаз мультфильм. Марионетки у Птушко тут просто невиданные — этот шедевр необходимо увидеть собственными глазами. Птушко воплотил в кинематографе великие эпические поэмы Пушкина. Возьмите хотя бы неимоверного "Царя Салтана", представляющего собою одну из прекраснейших русских сказок (этот фильм вместе с "Садко" и его музыкальным сопровождением из оперы Римского-Корсакова можно найти на Youtube). А еще есть чудесный "Илья Муромец", снятый по древней былине, рассказывающей о битве киевлян, белокурых славянских крестьян против татар (Гитлер не понял, что татары были не в России, а немного восточнее…) под эгидой очень сильного героя, до поры несчастно парализованного… и излеченного паломниками.

Использованные для съемок уральские пейзажи сенсационны, и по легенде мы должны насчитать в фильме сто тысяч статистов и десять тысяч лошадей, не говоря уже о звонницах и крестных знамениях! В этом фильме движения толпы, цвета и декорации заставляют нас вспомнить о средневековой мистерии. Средневековые эпические поэмы, подобные "Илье Муромцу", воспевают образ защитников — великих рыцарей, в русском случае — богатырей. Вернусь к моему превосходному графу Толстому: Художники средних веков, живя той же основой чувств, религией, как и массы народа, передавая испытываемые ими чувства и настроения в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, поэзии, драме, были истинными художниками, и деятельность их, основываясь на высшем, доступном тому времени и разделяемом всем народом понимании, была… истинным и общим всему народу искусством.

Несло ли в себе советское искусство средневековые черты? Пересмотрите с этой точки зрения "Андрея Рублева", чтобы лучше понять Тарковского! К концу своей долгой и почетной карьеры советского режиссера Птушко начинает съемки (которые продлятся четыре года!) своего нового шедевра "Руслан и Людмила" по Пушкину. С невероятными декорациями, светловолосым героем и нежной героиней, с загадочными мирами, напоминающими миры Толкиена и его лес Энтов-Древней, с Россией, как настоящей землей Средиземья, и со злобными татарами на краю степи. В качестве понизилась одна лишь фокусировка при выборе сцен на открытом воздухе — пейзажам недостает уральского величества.

Читайте также: Омар Шариф - последний киногерой

Однако единственное, о чем я могу пожалеть, как зритель — это то, что для Птушко не нашлось достойного его великолепных картин Прокофьева или Шостаковича. Наконец, я посоветую для просмотра еще более неизвестный опус из святая святых этого закодированного и полного символов кино — это "Каменный цветок" с его германским вдохновением (владычица горы старается удержать резчика по камню в своей зачарованной горе, но героя вызволяет его возлюбленная) — тут просто нельзя удержаться и не упомянуть "Офтердингена" Новалиса. Да и сама пленка Agfa была немецкого изготовления. Мы в 1946 году. Этот фильм — самое настоящее волшебство, фильм — посвящение в сказку. Как и позднейший (1961) романтический шедевр о мечте и корабле любви "Алые паруса".Александр Птушко теперь должно быть работает режиссером в раю.

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *