"Герой нашего времени" Лермонтова в первый раз был опубликован в 1840, и выдержал с тех пор великое множество изданий, связавших ткань времен. Все меняется — и вот герои сменили сюртуки на красно-черные рубашки и шарфы через плечо. Более полувека спустя в советской литературе появляется авторский тандем, пишущий на схожую тему, только под иным углом: в условиях победившего "Союза меча и орала" и тотальной сатиры на реалии старого (то есть привычного нормальным людям) мира. Илья Ильф и Евгений Петров проработали в соавторстве относительно недолго, но герой времени, вышедший из-под их печатных машинок, оказался поразительно живуч и конкурентноспособен. Имя ему — Остап Бендер.
23 марта 1926 года в городе с вечно цветущими апельсинами Чиатура родился Арчил Михайлович Гомиашвили — будущий актер, народный артист Грузинской ССР (1966г.). Широкой публике Гомиашвили стал известен после роли Великого Комбинатора в фильме 1971 года Л. Гайдая "12 стульев" — наиболее удачной (с точки зрения режиссуры) экранизации первого романа Ильфа и Петрова.
"Становление Остапом" Гомиашвили произошло буквально наперекор судьбе — или наоборот, по ее велению, но через множество препятствий. Во-первых, на роль претендовали куда более именитые артисты — Андрей Миронов (к нему, впрочем, еще вернемся), а также Валентин Гафт и Владимир Высоцкий. Поэтому выбор человека, недоучившегося во МХАТе по обстоятельствам весьма щекотливым (драка в ресторане за расположение прекрасной дамы) был как минимум не логичен, если не сказать опасен.
Вторым весомым аргументом "против" был сильный акцент Арчила, детство и юность прожившего в Тифлисе. Но и это режиссер не счел помехой: Великий комбинатор разговаривает в фильме голосом Юрия Саранцева. В итоге мудрый Гайдай оказался более прозорлив, чем "Госкино", наложившее вето на грузинского актера — и поколение получило притягательного, циничного и хитрого, но притом не лишенного неких позитивистских настроений Остапа. Почему фильм возымел такой успех, стало понятно гораздо позже, когда в столице появился принадлежащий Гомиашвили ресторан "Золотой Остап", а исполнитель роли Бендера признался, что "неразрывно связан со своим персонажем" вот уже двадцать с лишним лет, некоторым образом повторяя его жизненный путь. Метод Станиславского не понадобился: некоторые вещи не пришлось играть. Сегодня Великому комбинатору образца 71-ого исполнилось бы 85 лет.
Читайте также: Наше время. Служебный обман
Экранизация Гайдая, разумеется, не была первой киноверсией литературы Ильфа и Петрова. Таковой может себя считать польская одноименная лента 1933 года, которая проигрывает по всем статьям фильмам, созданным на родине тандема.
В СССР же первое знакомство с Остапом Бендером состоялось в 1968 в фильме "Золотой теленок" (продолжение романа "12 стульев"). Остапа тогда бескомпромиссно сыграл Сергей Юрский; относительно фильма Гайдая, творение Михаила Швейцера получилось куда менее игровым и выдержанным в лучших традициях киношных плутовских романов. Во многом эта заслуга Юрского — самого думающего и убедительного Бендера в истории: он действительно верил в то, что говорил, но также мастерски разделял это для себя. В отличие от Гомиашвили, Юрский не стал качественно отдаляться от текста, но выверил каждую деталь образа, тогда как Остап из "12 стульев" Гайдая — джазмен — чистый импровизатор, каким его видела публика.
Дело еще в том, что во втором романе Ильфа и Петрова образ Комбинатора дан "весомо, грубо, зримо", прописан психологический аспект — это в своем образе очень бережно преподнес Сергей Юрский. Исполняя Бендера из "12 стульев", Гомиашвили создал образ человека, не знающего усталости и не умеющего проигрывать, и был — по-книжному — прав.
Спустя пять лет после выхода "12 стульев" к теме поисков клада под крышкой, но уже в формате сериала-мюзикла, обращается Марк Захаров. Роль Остапа Бендера отведена Андрею Миронову. Критики сходятся во мнении, что Миронов — самый импозантный и обаятельный Комбинатор. В его образе есть нечто аристократическое, располагающее, но в то же время — резкое и холодное. Его Бендер выгодно отличается от всех предшественников умом; его также выделяет особенная пластичность движений — и оттого мироновский Остап больше всех похож на персонажа вымышленного с головы до пят, чем на реального, романного.
Что ж, перефразируя известную поговорку, сколько Остапов, столько и мнений — каждый исполнитель Бендера привнес в роль нечто свое, только ему одному присущее. Поэтому разные редакции киноверсий невозможно называть ремейками — все создавалось исключительно на чутком понимании текста.
Но совсем непонятно, чего хочет добиться современная киноиндустрия, поговаривающая о "Бендере. Наше время".
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.