"Край" Алексея Учителя: ни "Глобуса", ни "Оскара"

Фильм "Край", который попал в число номинантов на две самые престижные премии "Золотой глобус" и "Оскар", не оправдал возлагавшихся на него надежд. Появление ленты отечественного режиссера среди картин, которые впечатлили американских кинокритиков, поначалу вызвало ажиотаж среди поклонников российского кино. Но все-таки в американский прокат "Край" выйдет. А это уже победа.

"Золотой глобус" за лучший иностранный фильм достался ленте "В лучшем мире" (In a Better World) датского режиссера Сьюзен Байр. "Край" был довольно близок к победе — вышел в финал, где были еще фильмы "Бьютифул" (Biutiful) Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Мексика), французская картина "Концерт" (The Concert), а также "Я любовь" (Io sono l'amore) итальянца Луки Гуаданьино (Luca Guadagnino).

Поскольку шансы на победу были если не велики, то реальны, то и разочарование оказалось сильным. Всем казалось: вот еще чуть-чуть… Но все-таки красоты сибирских лесов и обнаженный торс Владимира Машкова не настолько впечатлили жюри, чтобы обеспечить картине победу. Тогда все надежды были перенесены на "Оскар", куда "Край" был выдвинут среди 65 других картин. Но здесь путь к славе оказался еще короче — фильм даже не вошел в число девяти финалистов и выбыл после первого же отборочного тура.

Но все-таки "Край" не совсем остался без награды — бонусом для создателей картины оказалось то, что она выходит в американский прокат весной 2011 года. Права на прокат фильма в США и Канаде приобрела компания Samuel Goldwyn Films. Американским зрителям картина будет представлена под названием The Edge.

Фильм Алексея Учителя стал первой российской картиной, которая за последние пять лет вышла в американский прокат. И во многом это стало возможно именно благодаря ее попаданию в списки номинантов на две самые престижные американские кинопремии. Надо сказать, что "Край" действительно старательно воспроизводит лучшие традиции Голливуда: здесь и несгибаемый герой с железными мускулами и роковым прошлым, и любовный треугольник, и сцены торжества справедливости, — словом, все "в духе времени".

Но, видимо, все-таки не дотянули.

Читайте также: Нуар — темная сторона кино

В итоге члены Американской киноакадемии выбрали девять картин, прошедших в следующий тур. Среди них оказались фильмы из Алжира, Канады, Дании, Греции, Японии, Мексики, ЮАР, Испании и Швеции. Последний отечественный фильм, который стал "оскароносным", — "Двенадцать" Никиты Михалкова. "Двенадцать" сделан в духе лучших традиций Голливуда, что и заслужило одобрение американских кинокритиков.

Фото: AP

Всего же за всю историю премии всего шесть российских фильмов получили "Оскара". Первой стала документальная лента "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина, оказавшаяся лучшей в своей номинации в 1942 году. Конечно, выбор киноакадемиков определялся еще и политическими причинами, ведь тогда шла Вторая мировая война и США входили в число противников нацисткой Германии.

Вторым (в 1944 году) стал фильм "Радуга" Марка Донского. Затем, после долгого перерыва, в 1968 году "Оскар" достался киноэпопее "Война и мир" Сергея Бондарчука. Размах необъятного исторического полотна, батальные сцены, костюмы, потрясающая игра актеров — это как раз то, что Голливуд ценит и любит в исторических фильмах. Кроме того, Толстой и сегодня остается в США русским классиком номер один. Масштаб ленты, ее стоимость и сегодня поражают воображение.

Потом (в 1975 году) "Оскара" получил фильм "Дерсу Узала" Акиры Куросавы, совместного производства СССР и Японии. Следующим, в год Олимпийских игр (1980), получил высшую награду Американской киноакадемии фильм "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова.

Последней стала картина "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. Примечательно, что в советские времена "Оскар" не считался у нас такой уж престижной наградой. Но, поскольку российский кинематограф сегодня только-только начинает возрождаться, Голливуд для нас сейчас — основной авторитет и приоритет. Потому и известие о том, что российский фильм номинирован на главную американскую кинопремию, вызывает такой ажиотаж. А поскольку российские режиссеры всеми силами стремятся в Голливуде заявить о себе, не приходится сомневаться, что скоро все-таки кто-нибудь из них добьется успеха, накопив достаточно опыта и средств и хорошо усвоив "правила игры".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *