Подклеенный шедевр Эйзенштейна

Сегодня все привыкли, что атрибуты звездной жизни режиссеров и актеров — роскошные апартаменты и дорогие автомобили, светские тусовки и миллионные гонорары. А вот в СССР было иначе. Так, Сергею Эйзенштейну, снявшему фильм "Броненосец Потемкин", после грандиозной премьеры досталась аж целая отдельная комната в коммуналке. Гений был счастлив.

Премьера фильма была обставлена с размахом. 18 января 1926 года на Арбате в кинотеатре "Художественный", расположенном в здании бывшего ресторана "Прага", демонстрировалась премьера немой киноленты "Броненосец Потемкин" (из серии "1905 годъ"). Во всю ширину фасада кинотеатра был выстроен декоративный макет знаменитого броненосца. Персонал кинотеатра обрядили в матросскую форму. Словом, не хуже, чем проходят сегодняшние премьеры (все новое — хорошо забытое старое).

Изначально фильм не планировали выпускать в прокат — картину Эйзенштейну заказали для показа на торжественном заседании в Большом театре, посвященном двадцатилетию первой русской революции. Но пропагандистская мощь фильма оказалась настолько убойной, что не выпустить его "в народ" оказалось невозможным. Более того, картина потом пошла и в зарубежный прокат, настолько впечатлив публику "буржуйских" стран, что в США кинокритики признали ее "лучшим фильмом всех времен и народов". Она и сегодня занимает в этом списке одно из первых мест.

В Америке снявший такой сверхпопулярный (и сделавший немыслимые кассовые сборы) фильм режиссер сразу бы стал одним из богатейших людей страны, а Сергей Эйзенштейн так и остался рядовым советским гражданином. Но некоторый дождь из жизненных благ все же на него пролился. В то время Сергей Михайлович проживал на Чистых прудах в одной комнате со своим учеником Максимом Штраухом (и всем его семейством). Домовой комитет здания, в котором проживал Эйзенштейн, также явился на премьеру. После просмотра фильма вдохновленные подвигами матросов "Потемкина" члены комитета собрали жильцов дома и на торжественном собрании присудили режиссеру отдельную комнату для личного проживания. Вот она —  великая сила искусства в действии!

Читайте также: Шамаханская царица сделала кассу

Фото: AP

Эйзенштейн вообще для отечественного кинематографа — явление несравненной важности. Тот самый образ Ленина, который стал каноническим, впервые был представлен в фильме Эйзенштейна "Октябрь". Играл Ильича не актер, а простой рабочий по фамилии Никандров. С одной стороны, это имело политический подтекст (кому ж еще вождя играть, как не выходцу из народа!), а с другой — это была оригинальная находка Эйзенштейна, которая сработала блестяще. Рабочий, боготворивший Ильича, сыграл его так, как ни одному профессионалу и не снилось.

При этом сам Эйзенштейн, который столь чутко улавливал дух революции в своих лентах и создавал гениальные образы ее борцов, происходил из семьи интеллигентов. Он так про себя и говорил: "Не могу похвастать происхождением. Отец не рабочий. Мать не из рабочей семьи. Отец — архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов".

Кстати, сняли картину "Броненосец Потемкин" — от начала до конца — всего за три месяца. Помогал Эйзенштейну его любимый ученик Григорий Александров. Познакомились друзья в театре в 1922 году, но начало их знакомства было отчаянное: голодавший Александров попытался украсть кусок хлеба, который Эйзенштейн принес с собой как завтрак, и забыл получше спрятать. Застукав своего будущего первого помощника на месте преступления, режиссер вступил с ним в драку, в результате которой досталось обоим. Затем, узнав, что Александров ничего не ел два дня, Эйзенштейн отдал ему хлеб. В итоге они стали лучшими товарищами на всю жизнь...

А вот на премьере "Броненосца Потемкина" произошел казус, немыслимый в наше время. Последний кадр (тот, где над мятежным броненосцем поднимается Красное знамя) Эйзенштейн раскрашивал сам, вручную. Из-за этого крохотного, завершающего кусочка пленки "Потемкин" получил право именоваться первым цветным фильмом в СССР. Но, поскольку красил флаг режиссер сам, то кадр был отделен от пленки. А вот обратно его прикрепить впопыхах забыли. Вспомнил про него Эйзенштейн только тогда, когда вошел в украшенный кинотеатр и увидел работников в матросской форме. В ужасе он побежал подклеивать кадр к ленте и всю премьеру сидел, обливаясь холодным потом, — предстоял грандиозный провал. Но случилось чудо — последний кадр так органично прикипел к ленте, что никто ничего не заметил.

После премьеры для Эйзенштейна началась совсем другая жизнь — заграничные поездки, фестивали, кинопремии, восторженные отзывы критиков всего мира и встречи с известнейшими деятелями культуры. Но режиссер совершил то, что редко кому удается: не занизил планку после собственного триумфа. Снятый им в годы Великой Отечественной войны фильм "Иван Грозный", картина "Александр Невский" также вошли в золотой запас российского и мирового кинематографа.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *