"Броненосец "Потемкин" снова выходит в прокат

Старые советские фильмы, вошедшие в золотую копилку мирового кинематографа, не теряют своей ценности несмотря на то, что многие из них полны ярко выраженной коммунистической идеологией. По прошествии времени политика из кинокартин выветривается, и остается только чистое искусство. Фильм "Броненосец "Потемкин" снова выходит в прокат.

На сайте The Film Stage появилось сообщение о том, что фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" вновь будет демонстрироваться в кинотеатрах. Показ планируется начать с 14 января 2011 года. Поскольку подробной информации нет, то предполагается, что демонстрироваться старая советская картина будет в избранных кинотеатрах США, ориентированных на показ фильмов из категории "кино не для всех".

В прокат должна выйти максимально приближенная к первоначальному замыслу Эйзенштейна версия фильма. Сообщается, в частности, что во время подготовки фильма к показу были восстановлены десятки кадров, по разным причинам отсутствовавшие в предыдущих версиях. В качестве саундтрека будет использоваться музыка, написанная композитором Эдмундом Майзелем в 1926 году.

Сама картина была снята в 1925 году. И с тех пор претерпела немало изменений — первоначально немой фильм был озвучен в 1930 году, и восстановлен первый раз 1950 году, а второй раз — в 1976 году. на киностудии "Мосфильм". Эта картина — лучшая из работ режиссера Сергея Эйзенштейна.

Фильм посвящен реальным событиям — восстанию матросов Черноморского флота на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" в июне 1905 года. Основная идея фильма — показать народную борьбу против власти, передать суть и высокий смысл революции. Понятно, что в таком разрезе фильм не мог вызывать понимания у властей по всему миру, состоявших в оппозиции коммунистическому режиму, поэтому уже в 1925 году, когда негатив картины был продан в Германию, сам фильм был несколько "исправлен" перед выходом в мировой прокат.

О художественных достоинствах картины говорить бесполезно — не зря же ее неоднократно признавали "лучшим фильмом всех времен и народов". Чего только стоит сцена расстрела на Потемкинской лестнице или раскрашенный вручную самим Эйзенштейном красный флаг, который в финале гордо поднимается на мятежным кораблем.

Читайте также: Почему наши актеры пролетают "мимо кассы"?

Фото: AP

Сегодня сложно представить, какой фурор произвела картина в США и Европе, на которых с экрана будто бы "надвигался" стальной корпус коммунистической революции. Многим оценить фильм по-достоинству мешала именно его яркая политическая окраска. Так, в Нью-Йорке, после коммерческого показа фильма в 1927 году, один из критиков-эмигрантов писал: "Средняя, полувидовая, полупоставленная картина, каких Пате выпускает два раза в месяц в течение последних пяти-семи лет.

Но до гения, каким его хочет выставить Амкино, Эйзенштейну так же далеко, как советской России до культурного государства. Хлопали картине только сотрудники Амкино и те из зрителей, кому понравился хор матросов, сопровождавший своим пением демонстрацию картины".

А ведь сразу после этого американская киноакадемия признала "Броненосец "Потемкин" лучшей картиной года! Видимо, хор матросов поразил всех. И спустя несколько десятилетий, в 1958 году, в Брюсселе, этот "средний, полупоставленный" фильм был признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов по результатам международного опроса критиков.

А ведь изначально картина вообще не должна была выходить в широкий прокат, ее заказали Эйзенштейну для показа на торжественном заседании в Большом театре, посвященном двадцатилетию первой русской революции. Фильм, разумеется, должен был показать всю справедливость и мощь Октябрьской революции. Эйзенштейн и показал, да так, что невольно смотришь и веришь, что да, так оно все и было. И так и должно было быть, есть же справедливость на свете!

Вообще, жаль, если картина пройдет в широком прокате только в США. Очень многим нашим современным российским режиссерам неплохо было бы посмотреть, как надо снимать фильмы и какое впечатление на зрителя должно производить кино. Ведь "Броненосец "Потемкин", несмотря на свою схожесть с кинохроникой, — картина художественная. Верить в то, что это максимально достоверное воссоздание событий, зрителей заставляет гений режиссера и самоотдача актеров.

И, заметьте себе, современные режиссеры не испытывают нужды вручную красить пленку — такие технические возможности, как сегодня, Эйзенштейну и не снились. И показ "Броненосца "Потемкина" был бы лучшим примером того, что не стоит делать ставку на спецэффекты или красивые затянутые кадры. И как можно снимать гениальное кино, нарушив все стандарты — без главного героя, с историческими ляпами, с жесткими, даже жестокими сценами, с таким упором на пропаганду, что еще бы чуть-чуть и все бы превратилось в фарс, в агитплакат…

Конечно, в наше время показ "Броненосца "Потемкина" как идейной советской пропаганды может вызвать возмущение многих, но фильм-то от этого хуже не стал. Вот такое оно — настоящее искусство. СССР уже нет давно, культ личности разоблачен, и памятники режиму снесены, а "Броненосец "Потемкин" так и остается "лучшим фильмом всех времен и народов".

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить