Мультфильмы компании "Дисней" подарили нам целую коллекцию персонажей — вариаций на тему классического образа нежной сказочной принцессы. "Красавица и Чудовище", "Золушка", "Белоснежка", которые так нравятся девочкам. Вернее — нравились. Теперь на смену сказочным принцессам приходят современные героини — смелые, решительные и… независимые от принцев.
Все девочки хотят быть принцессами. В крайнем случае — Золушками, которые потом станут принцессами. На этом архетипе и базировались все полнометражные фильмы студии "Уолт Дисней". И даже недавно вышедший в прокат юбилейный, 50-й мультфильм "Рапунцель". Конечно, Рапунцель отличается от той же Белоснежки как черное от белого (зеленая неуклюжая фигура Шрэка с его грубоватым юмором маячит, хоть и неявно, за любой мультипликационной полнометражкой последних пяти лет) — но все же они в близком родстве друг с другом, как и с остальными своими диснеевскими "сестрами".
Все эти девушки красиво поют, у каждой есть какой-нибудь маленький зверек — друг и помощник в тяжелую минуту. У них трудная судьба, обворожительная внешность и — главное — принц. Пусть он даже и не совсем принц, или даже совсем не принц, но на коне и при параде. Ну и, конечно, тяжелое наследие детства, благодаря которому героиня попадает в малоприятную ситуацию: то за ней злая мачеха охотится, то ее ведьма в башню посадит, то туфельку потеряет.
Все эти многократно повторенные (и, честно говоря, порядком затертые) непременные атрибуты служили одному — созданию атмосферы той самой сказочной романтики, которая и отличала ленты Диснея. Фирменная красота волшебной сказки, обретшей цвет и голос. Несколько поколений девочек затаив дыхание смотрели, как Принцесса из гонимой и презираемой оборванки превращается в Барби с диадемой в роскошных волосах.
После чего тут же бежали к маме с требованием купить диадему, платье, "как у принцессы" и побольше хрустальных туфелек. Словом, образ диснеевских героинь воплощал женский идеал, популярный в прошлом столетии. Милой, хорошо воспитанной, изящно одетой, ласковой, заботливой, доброй девушки, идеальной хозяйки и жены. Которая на кухне волшебница, а на светском рауте — красавица. Образ на сегодняшний вкус довольно слащавый и приторный, но популярный во все времена.
Читайте также: Герои нашего времени возвращаются в кино
Кстати, в этом студия Дисней ни на шаг не отступала от образа, пришедшего на экраны из сказок братьев Гримм и других европейских сказок с "бродячим" сюжетом. Однако в жизни идеалы менялись — и, наконец, студия "Дисней" признала тот факт (печальный или прекрасный, как посмотреть), что эмансипация достигла очередных высот и девочки больше не хотят быть принцессами.
Не надо им блестящей диадемы и розового бального платья. Мобильник, разноцветная челка, короткая юбка или джинсы в облипку, а, главное — независимый от принцев и крестных фей характер. Ждать, пока придет принц и спасет? Ага, как же! Современная девушка сама выручит любого принца. И горе тому дракону или ведьме, которые легкомысленно покусятся на ее свободу.
Проявлять своеволие диснеевские героини начали уже давно. "Принцесса и лягушка" показывает нам уже совсем другой образ юной красавицы. Конечно, у нее есть и маленький помощник, и прекрасное платье, и принц, но она уже не стремится стать его законной супругой, а, напротив, выбирает независимость.
Рапунцель, последняя в длинном списке сказочных красавиц, демонстрирует еще больше черт современной девочки-тинейджера. Это гремучая смесь классической сказочной красавицы и персонажа аниме вроде Сейлормун. Независимый нрав и ловкие трюки с ее фирменной гривой, роднят ее с Фионой из Шрэка, которая Принцу предпочла зеленого тролля.
"Рапунцель", по официальному заявлению продюсера и главы Pixar Animation Эда Кэтмалла, который вместе с режиссером Джоном Лассетером курирует анимационное подразделение Disney, и окажется последней "классической" диснеевской сказкой. Да и то, от сказки остались рожки да ножки, вернее, только волосы да башня.
Теперь Дисней будет выпускать в свет новых героинь: крутых, продвинутых, прикольных и стильных. А образ девочки-принцессы "убрали в кладовку" до лучших времен. Таким образом "Дисней" надеется вернуть к себе интерес и любовь своей основной аудитории — детей 5-6-летнего возраста. Которые сегодня охотней примеряют на себя костюм независимой и сильной Фионы, а не передничек Белоснежки.
Кстати, едва ли не единственный мультфильм Диснея вне экранизации классических сказок — "Король Лев" — имел оглушительный успех, который с тех пор не повторил ни один проект студии. Так что, возможно, разрушение собственных традиций скажется положительно на сборах студии и ее имидже. В крайнем случае, всегда можно достать из сундучка бриллиантовую корону и хрустальные башмачки.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.