Кино по субботам от Правды.Ру

За окном хлещет дождь, как в Санкт-Петербурге, небо удивительное серое, как в Санкт-Петербурге и поезд вечером в пятницу увез половину Москвы в Санкт-Петербург. Осень — самое петербургское время.

 

Но в Петербурге сейчас снимают мало кино, "Ленфильм", что на "Горьковской", полупустынен и вспоминает лучшие времена.

 

А в маленьком — по сравнению с Москвой Петербурге — мода на что-то распространяется моментально, потому что элита-богема практически вся знакома друг с другом. Если хоть не напрямую, так через знакомых, да собственно. И встречается часто — в центре жизни. На Невском.

 

В Петербурге этой осенью — в моде японская жизнь. Японская еда и перечитывание любимых японских вещей — Ясунари Кавабаты, Мисимы, Акутагавы.

 

В Петербурге модно этой осенью ходить в клубы, где выступают ученики японских театрально-танцевальных метров, писать дипломные и курсовые о японском искусстве, смотреть новых японцев и пересматривать старых. Не отстанем от моды, тем более что данный ее виток изысканен и приятен.

 

Первое имя, главное имя — разбуди ночью — которое придет в качестве "отзыва" на пароль — "японский кинематограф" - конечно же Куросава.

 

Эпохальные полотна, в которых яркость, красота красок и менталитет — исключительно, сугубо — японский, вырастают в общемировую величину, поднимаясь до мифа — вот, собственно, краткая характеристика почти любого из его фильмов.

 

"Расемон" - отвечает запросам почти каждого зрителя — как кубик рубика. Фильм поворачивается разными гранями. Открываясь на разных уровнях понимания.

 

По жанру это криминальная драма, сделанная в философско-психологическом ключе. Действие картины происходит в средневековой Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения — у каждого из четырех свидетелей — своя. Каждая проливает дополнительный свет на случившиеся, добавляя дополнительные детали к случившемуся. Однако какая же версия является истинной если каждая претендует быть наиболее правдивой? Фильм получил несколько престижных наград, в том числе Гран При Венецианского фестиваля в 1951 году.

 

Куросава искусно уравнивает все версии в правдоподобии, сочетая глубокофокусную оптику, плавное движение кинокамеры и тщательный монтаж.

Заставляя зрителей раз за разом усомниться в том, что они только что видели, Куросава доказывает, что камера может искусно лгать, попутно продемонстрировав всю силу власти режиссера над зрительским воображением. Фильм был объявлен шедевром и создал Куросаве репутацию одного из ведущих художников мирового кино.

 

Фильм снят по двум рассказам японского писателя Акутагавы Рюноскэ "В чаще" и " Расемон ".

 

Японии всегда близок был Достоевский и русская классика, но к глубине и недосказанности русского взгляда на жизнь всегда добавлялось японское понимание смерти. Чуждые русской ментальности, японские шедевры кинематографа всегда представлялись русскому зрителю экзотическим, пряным, изысканным духовным лакомством.

 

"Расемону" больше полвека. Но он до сих пор покупается во всех киномагазинах — реальных и виртуальных, "Расемон" любят в России за русскость и нерусскость одновременно. В такую промозгло-холодную субботу, как эта, стоит устроить себе маленький праздник с сакэ, суши и "Расемоном".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *